Недавние не события даже, а разговоры натолкнули меня на одну мысль. Мысль эта была не новой не только в историческом масштабе, но даже и для меня лично — я почти сразу вспомнил, что мы с ней встречались, но тогда ей, видимо, не понравилась обстановка, и она ушла. Похоже, мысль забыла зонтик и вернулась, а я её на сей раз не отпустил.
Nothing interesting, move alongА подумалось мне, что совершенно удивительно, как люди умудряются друг друга понимать. То есть вот если подумать: у каждого в голове роится тьма мыслей, образов, ассоциаций, архетипов и прочего полуподсознательного. Оно всё мутное и неформализуемое (это подтверждается тем фактом, что многие очень не любят вопрос "о чём ты сейчас думаешь?"). Потом из всей этой красоты человек лепит некие фразы, и, приправляя их интонациями и выражением лица, посылает в открытое плавание. Там они находят уши и глаза, и происходит обратный процесс: слушатель пропускает это всё через сито своего сознания, которое не сито даже скорее, а перегоночный аппарат, причём с индивидуальным набором реагентов. Из аппарата вытекает бурая вязкая жидкость и попадает в болото, которое есть всё та же каша из мыслей и ощущений, правда, уже мыслей слушателя и ощущений слушателя. В итоге на пути от места отсылки до места получения любая мысль/образ как минимум дважды проходит через такую мясорубку, что мать родная её узнать ну никак не может. (в скобках замечу, что это всё в меньшей степени касается всяких абстракций типа математики и философии, потому что они больше вне человека, чем внутри)
Выходит, ситуация очень похожа на беседу китайца и эскимоса, пытающихся общаться языком жестов: каждый всё равно интерпретирует жесты так, как привык он, ловит те смыслы, которые созвучны ему, а вовсе не те, что посылались изначально. И так живёт всё человечество. Причём особенно остро эта проблема встаёт в сфере неделовых отношений, которые по определению привязаны не к гладким и блестящим абстракциям, а как раз к дивному и нихренанепонятному миру чувств и эмоций.
Ещё в этом контексте любопытно выглядит искусство, особенно искусство современное (в хорошем смысле этого слова), то есть не повествовательное, а всецело концентрирующееся на внутреннем мире персонажей. Создатели литературы потока сознания (всякие там Прусты, Джойсы и проч.) прекрасны хотя бы уже тем, что чрезвычайно правдивы: им первым пришло в голову реалистично изображать процесс мышления. И они тут же вскрыли его главную проблему — совершенную неприспособленность слов к мыслям (правда, в литературе это выглядит скорее неприспособленностью мыслей к слову). Их книги какбе говорят: "читай нас как вздумается, всё равно фиг прочитаешь то, что не можешь воспринять". И этим они похожи на общение.
Вывод, например. Модернисты правы, мы все играем в понимание, причём с самого детства. Поскольку реально мы понять не можем даже себя, надо просто, по совету последователей дедушки Фройда, расслабиться и получать удовольствие от игры.
Девой сподвигнут, я пост этот странный пишу на ночь глядя.
Недавние не события даже, а разговоры натолкнули меня на одну мысль. Мысль эта была не новой не только в историческом масштабе, но даже и для меня лично — я почти сразу вспомнил, что мы с ней встречались, но тогда ей, видимо, не понравилась обстановка, и она ушла. Похоже, мысль забыла зонтик и вернулась, а я её на сей раз не отпустил.
Nothing interesting, move along
Nothing interesting, move along